Education

Пьер Лакотт — человек, который увидел балет

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

10 апреля 2023 года на 92-м году жизни скончался Пьер Лакотт. Сегодня имя французского танцовщика, педагога и балетмейстера в первую очередь связано с его реконструкциями старинных балетов. С Фестивалем «Дягилев P. S.» Лакотта связывали многолетние отношения: балетмейстер был членом Почетного комитета Фестиваля. Рассказываем, что мы запомним о французском фантазере, благодаря которому многие балеты обрели новую жизнь.

 

«Россия всегда меня поражала. Меня же воспитала русский педагог Любовь Егорова, бывшая солистка Мариинского театра, которая работала с Петипа. Она дала мне очень много и в интеллектуальном, и в артистическом плане. Я мечтал приехать в Россию и своими глазами увидеть все, что я знал. Реальность превзошла ожидания. Мариинский театр меня поразил. Казалось, что сами стены разговаривают со мной голосами Нижинского, Карсавиной и Егоровой. Не знаю, как объяснить, но Россия для меня как вторая родина». Так сказал Пьер Лакотт в интервью газете «Коммерсантъ» в 2022 году. Тогда, 4 апреля, он отмечал большой юбилей, 90 лет. 

 

Многое в биографии Лакотта рифмовалось. Он, родившийся в семье, далекой от искусства, с детства загорелся мыслью поступить в балетную школу Парижской оперы. Маленький Пьер уговорил родных пойти на спектакль — и увидел «Жизель» с когда-то дягилевским протеже, а в сороковые, когда это и происходило, звездным танцовщиком, всесильным руководителем балета в Опера Сержем Лифарем и Лисетт Дарсонваль. Позже с Лифарем его свяжет профессональная биография — уже выпускник школы и молодой танцовщик Лакотт поступит в Опера под его директорское руководство. Лифарь поддерживал Лакотта как артиста — но не видел его в качестве балетмейстера, из-за чего тот вынужден был уйти из труппы. 

Опера не исчезла из его жизни. Много лет спустя, когда Лифарь уже не возглавлял труппу, со сценой Лакотт попрощался все же там: станцевал очаровательную дань старине, романтическую «Бабочку» Марии Тальони — естественно, в своей версии. Карьера автора балетных реконструкций началась там же. В 1972 году Лакотт создал по документам, которые он получил даже из Мариинского театра, обновленную (а, если быть точными, остаренную, возвращенную к своему старинному виду) «Сильфиду». После этого были «Марко Спада», «Дочь фараона» и, конечно, все та же «Жизель» — ее Лакотт вернул в Оперу в 1991-м, к 150-летию балета.

«Сильфида»

 

Почему в принципе понадобилось возрождать старинные балеты? Лифарь, при котором Лакотт пришел в Опера, при всем своем стремлении переакцентировать спектакль на себя, исполнителя главной мужской партии, минимально вмешивался, собственно, в хореографию. Зато его «наследник по прямой», еще одна суперзвезда во главе труппы, Рудольф Нуреев, от души улучшал спектакли Петипа. Эффектнее, сложнее, плотнее — так выглядели его редакции классических названий. Лакотт же, ученик Любови Егоровой, решил вернуть на сцену романтизм во всем его блеске, трогательности и изяществе. Он возвращал в спектакли нежную старинную пантомиму — правда, не в ее историческом, доскональном изводе, а ровно в тех количествах, что требовались для придания постановкам очарования прабабушкиной открытки. Он возвращал старинную хореографию — но там, где новые версии танцев слишком «прирастали» к спектаклю, не убирал их лишь достоверности ради. Его спектакли кто-то называл реконструкциями, кто-то — стилизациями. Истина была, вероятно, посередине. Чтобы так непринужденно и правдоподобно фантазировать о балете XVIII и XIX века, как Пьер Лакотт, нужно было его досконально знать. А также, что даже важнее, любить и самому находиться под его очарованием.

«Пахита»