Education

«Дягилев P. S.» в зеркале прессы

Sorry, this entry is only available in Russian. For the sake of viewer convenience, the content is shown below in the alternative language. You may click the link to switch the active language.

XIII Международный фестиваль искусств «Дягилев P. S.» завершился в Санкт-Петербурге пару месяцев назад. За две недели зрители увидели семь ярких событий. Среди них — масштабный «Приказ короля» из Екатеринбурга, гастроли Государственного театра оперы и балета Республики Саха (Якутия), приуроченые к 100-летию Республики, и три санкт-петербургские премьеры балетов в составе вечера «Лабиринт» — его привез партнер Фестиваля, продюсерская компания MuzArts. Предлагаем вам вспомнить, каким был XIII «Дягилев P. S.», и узнать, каким его увидели критики.

 

Сердце как клубника

О балете «Дягилев. Сезоны» 

Дягилев — практически собирательный образ, он тут, кажется, и хореограф. Танец-интрига, танец-сплетня, танец-заговор, всё — с подачи Солистки, чья пластика как извивы подколодной змеи. Дуэты ее с Солистом: энергичная борьба воль, с высокими поддержками и злобными пассами рук при выяснении отношений. В какой-то момент на сцене опускается темная ткань, отделяющая Дягилева от артистов. Это Непонимание. Восставшая труппа всё крушит в буквальном смысле. <…>
Занавес почти кубистический: лицо С.П. из кусочков. Точно так же, из фрагментов реальности и ее антиподов сложен спектакль (автор идеи и режиссер Сергей Юрганс). Правда – что была труппа Дягилева. Полуправда – что в ней были такие конфликты между Сергеем Павловичем и артистами: они, конечно, были, но не такие. Не до уровня «декорации сожжены, костюмы уничтожены». Впрочем, второй конфликт, между стервозной Солисткой и анемичным Солистом, взаимная борьба самолюбий и нелюбовь к властному начальнику – будни любой труппы.

Майя Крылова для Classical Music News

 

Взгляд в «минувшую нежность»

О музыкальном вечере Алексея Гориболя «Бал-маскарад»

Гориболь — всегда источник энергии, без которого существование любого живого ансамблевого взаимодействия невозможно. Сколько бы на сцене ни было прекрасных музыкантов, они, словно в розетку, подключены к Гориболю. Под его вдохновляюще-контролирующим, режиссерско-дирижерским взглядом-жестом артисты феерически отыграли финал театрального действа под названием «Бал-маскарад». Упоительно, виртуозно жонглируя ритмами галопа, вальса, марша, танго, эстрадно броско, остроумными пуленковскими штришочками «подмигивая» слушателю, намекая на объекты пародии-иронии. <…>

Французская музыкально-театральная программа Гориболя не могла обойтись без перевода музыки в танец. Он обожает балет не менее Дягилева и вдохновляется им постоянно, инициируя большие и малые музыкально-танцевальные проекты. <…> «Перевести» знаменитые «Гносиенны» Сати он предложил… главному балетмейстеру театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Максиму Севагину. Диатоническая прохладность музыки была усилена в фантазете молодого хореографа черно-белой графикой танца и эмоциональной непроницаемостью танцовщиц (солистки — Анна Окунева и Полина Заярная).

Елена Истратова для «Музыкальной жизни» 

 

В Петербурге прошел фестиваль искусств «Дягилев P. S.»

О «Приказе короля» Вячеслава Самодурова

XX и XXI векам досталась лишь малая толика того, что поставил отец русского классического балета Мариус Петипа. Среди забытых постановок числился и «Приказ короля», который не так давно был обнаружен в архиве Альберта Визентини, композитора XIX века и автора музыки к этому балету. Находка оказалась у Самодурова. От идеи скрупулезно восстанавливать то, что могла видеть в свое время петербургская публика, он отказался, а вместо этого сочинил ремикс из хореографических структур Петипа, танцев эпохи Людовика XIV, пантомимы и современной неоклассики на своем, надо сказать, очень ясном языке — минувшие столетия и век прогресса встретились на одной сцене. Чтобы зритель вдруг не забылся, путешествуя во времени, сценограф помещает в ткань спектакля беспокойный дирижабль, неожиданно нависшую над «королем-солнцем» станцию МКС и сферические лампы накаливания, рифмующиеся с серебристыми пачками балерин, а художник по костюмам одевает часть героев в наряды кислотных оттенков (сцена из спектакля на снимке слева). Ленинградский и петербургский композитор Анатолий Королев подхватил концепцию цитирования, не решившись на технологичные изыски, и просто, но элегантно прописал в своей первой балетной партитуре барочные мотивы блистательного создателя французской национальной оперы Жан-Батиста Люлли.

Ольга Угарова для «Санкт-Петербургских ведомостей» 

 

Лабиринт

О вечере «Лабиринт» продюсерской компании MuzArts

«Нерв» начинается с композиции черных теней, обтянутых трико: в контрсвете их движения порывисты, линейны и критичны. Фигуры-эмбрионы напоминают заключенных в научно-фантастическом фильме «Матрица», из которой они все же вырываются. Световая партитура меняется, и на авансцену выходят оголенные нервы — буквально: комбинезоны расписаны Галиной Солодовниковой анатомической мышечной схемой, как по учебнику. Костюм подчеркивает каждую мышцу солистов Большого не только метафорически. Когда в руках оказывается подобный материал, то с трудом можно удержаться от конструкций на основе образцовых arabesques, пируэтов в аttitude и sissonnes: оказалось, что наступившее будущее хоть и содрало с нас кожу, оставило нам кое-что из балетной лексики.

Ольга Угарова для диджитал-журнала «Балет»

 

Что надо знать перед походом на выставку «Любовь к трем апельсинам»

О выставке «Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы — Санкт-Петербург Дягилева»

Кроме портретов Дягилева и Казановы, в зале вас ждёт живопись из Эрмитажа и Русского музея, в том числе портрет Мейерхольда Бориса Григорьева и «Ужин» (1902) Льва Бакста — где, кстати, фигурируют апельсины. Также в первом зале есть остов лодки под потолком. Конструкция напоминает одновременно скелет венецианской гондолы и скандинавскую ладью — невольно думаешь о погребальных традициях викингов.

Театральный художник и автор дизайна проекта Юрий Сучков подтвердил, что ассоциации корреспондента «Фонтанки» неслучайны. «Это оно и есть, — говорит Сучков. — Ладья, гондола — некий скелет, парящий в воздухе. Вообще, эта выставка с мрачноватым, хтоническим дном. Сюжет двойственный, здесь много ощущений «накануне» чего-то. Ладья и гондола — тоже своего рода предвестник. Ну а общая концепция — старинное палаццо, где время будто смыло всё. Я хотел создать это ощущение «смытости». Бирюзовый зал — пространство ночи, тайны, воды. Здесь нет физиологических моментов вроде плесени, это больше про поэтические ощущения — что время стекло, и люди стекли.

Анастасия Семенович специально для «Фонтанки.ру»

 

Всю пресса о Фестивале доступна в специальном разделе.